Необходимо различать формы образования и формы обучения. И то, и другое определяет Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция — 06.02.2020). Форм образования две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школах, гимназиях и т. д.); формы (виды) обучения в школе или гимназии — очная, очно-заочная и заочная; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10-11 класс), с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в любом образовательном учреждении. В первом случае за организацию и качество учебного процесса отвечает школа, во втором — родители. Формы образования и обучения: Форма образования Форма обучения В образовательном учреждении Очная Заочная Очно-заочная Вне образовательного учреждения Семейное образование (1-9 класс) Самообразование (10-11 класс) ВАЖНО! Если вы изначально выбрали семейное образование, это не значит, что разрешено просто не пойти в школу. Детей к школам, как избирателей к участку, приписывают автоматически — по регистрации по месту жительства. Если в положенные 6,5-8 лет ваш ребенок не пойдет в 1 класс, вы получите проблемы с органами опеки. Семейное образование требует документального оформления — обращения в местный Департамент образования. Формы школьного образования Очная К тому, что такое очное обучение в школе, все мы привыкли — это традиционная классно-урочная система, с пяти- или шестидневным расписанием, переменами, каникулами, ежедневным объяснением нового материала учителем, с домашним заданием, проверочными и контрольными работами, оценками и т. д. При очном обучении ребенок максимально включен в школьную жизнь во всем ее многообразии, в этом есть и плюсы, и минусы: В школе детей учат, им объясняют новый материал, регулярно отслеживают его усвоение. Школа — привычная, отработанная десятилетиями система, у которой много опыта, но мало гибкости — все дети учатся по одинаковым программам, у одних учителей. Общение с ровесниками — незаменимый социальный опыт, но он возможен как положительный, так и негативный. С одной стороны, дети учатся существовать в коллективе, дружить, соизмерять собственные желания, потребности, успехи и неудачи с одноклассниками. С другой — коллектив способен как «подгонять» вперед, так и тянуть назад; в современных школах нередки проявления травли, агрессии и жестокости со стороны сверстников. ВАЖНО! Необходимо различать, что такое форма обучения в школе и способ организации учебного процесса. Например, для детей-инвалидов, тяжелобольных школьников на очном обучении уроки проводятся учителями на дому или в медицинском стационаре. Заочная Заочное обучение — выход для детей, которые занимаются спортом и много времени проводят на сборах, и тех, чьи семьи часто и надолго уезжают с основного места жительства. Ученик осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов. Его учеба идет в «фарватере» класса и по тем же программам, он числится учеником данной школы, проходит все положенные его классу аттестации. Плюсом последних лет является то, что у заочников есть возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, то есть контрольные сдаются через сайт школы или другие электронные ресурсы. Главный минус заочного обучения — необходимость самостоятельно придерживаться графика занятий, к положенному времени осваивать программный материал. Это требует от ребенка и его родителей большой самодисциплины. Очно-заочная Очно-заочная форма — смешанная. Ребенок не отсиживает уроки, но регулярно приходит в школу, сдает на проверку домашние задания, вместе с классом пишет проверочные и контрольные работы. Такая форма подходит для школьников, способных освоить программу без учителя, по учебникам, тем, кто активно занимается спортом или творчеством, и это мешает обычной учебе с классом. Плюс очно-заочного обучения в том, что при нем не теряется связь со школой, учителями, одноклассниками. В рамках школьного образования для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и т. д. при наличии медицинских показаний практикуется обучение по адаптированным программам с меньшими учебными нагрузками.